(размышления после посещения Лувра)
Я не люблю смотреть фильмы о больницах и врачах, потому что ловлю себя на том, что автоматически контролирую и оцениваю действия героев фильма, оказывающих помощь, проводящих осмотры, принимающих роды и т.д. И довольно часто разочаровываюсь в непрофессиональности воспроизведения действий медперсонала и их грубых ошибках. Возникает естественное возмущение, что создатели фильма пожалели деньги на профессионального консультанта.

Но сегодня речь пойдет не о фильмах, а о произведениях искусства – живописи и скульптуре, изображающих больных людей или какие-то дефекты развития. Натолкнуло меня на такие размышления мое недавнее посещение Лувра. Рассматривая известные полотна не менее известных мастеров живописи, я автоматически (профессионально) оценивала состояние изображенных людей: поза, выражение лица, окраска кожи, наличие опухолей, деформаций тела и т.д. «Физический осмотр» скульптурных работ тоже позволил выявить интересные особенности строения тела людей той эпохи, когда создавались эти произведения искусства.

Многие работы, хранящиеся в этом огромнейшем музее, я знала по прочитанным книгам, опубликованным фотографиям, созданным фильмам и телепередачам, поэтому, с одной стороны, ничего нового для себя не открывала. С другой же стороны, я увидела множество работ, популярность и значимость которых находится «в тени» известных шедевров, а поэтому не дооценивается человечеством. Меня, как врача, привлекали не только изображения людей, страдающих от каких-то недугов, но и диета (пища, напитки) прошлого, сцен врачебной практики, условий, в которых проводилось диагностика и лечение заболеваний.

Я не побоюсь сказать, что в 99% случаев художники и скульпторы использовали живые модели – реальных людей, окружавших мастеров. Так как все они по образованию и требованиям тех времен были реалистами (академистами), то они старались изобразить форму тела своих моделей с большой точностью даже при наличии каких-то физических отклонений.

Тема изображения больных людей в искусстве – не новая, изучена многими искусствоведами, а тем более работы известных художников и скульпторов.Тем не менее, мой профессиональный интерес разыгрался при посещении Лувра и обнаружении нескольких интересных работ, по которым я «диагностировала» болезни. Оказалось, что мои диагнозы совпали с теми, которые были описаны в архивах или поставлены другими специалистами, что порадовало мое чисто врачебное любопытство.

В Лувре собраны десятки тысяч произведений искусства, среди которых огромнейшее количество работ посвящено изображению раненых и умирающих людей, в основном на поле всевозможных битв. Я упущу эту категорию больных, а обращу ваше внимание на уникальные случаи заболеваний, которые встречаются и в наше время. Изображения младенцев и кормящих грудью матерей — это тоже отдельная тема для обсуждения в другой раз.

В коллекции Лувра имеется огромнейшее количество работ, изображающих нагих женщин. Практически считалось нормой показывать женское тело, хотя бы плечи и одну грудь даже в портретах королевских отпрысков. Первой мое внимание привлекла известная картина Рембрандта обнаженной Батшебы (1654).Моделью служила домохозяйка-служанка Рембрандта, которая выполняла функцию и его жены. На левой груди женщины видны изменения, характерные для послеродового мастита или рака молочной железы.

Архивные записи говорят о том, что Хендрикье прожила 9 лет после создания этой картины, но ее здоровье ухудшалось с каждым годом. Она умерла от серьезного истощения, поэтому предполагается, что, с одной стороны, это мог быть туберкулез , но с другой стороны, распространенный рак молочной железы.

Известная картина Герарда Доу «Больная водянкой» (1663) изображает визит дипломированного врача (судя по одежде) к больной женщине среднего сословия. Водянка возникает из-за накопления жидкости в организме, чаще всего как результат сердечной или почечной недостаточности, реже по другим причинам.

Доу был учеником Рембрандта и создал несколько полотен с изображениями врачей того времени. Уроскопия (осмотр мочи) использовалась врачами Вавилона еще в 4000 году до н.э. Она стала неотъемлемым методом диагностики многих заболеваний всех известных медицинских школ Европы. Другим важным диагностическим методом являлось исследование пульса.

Мочу собирали в специальный стеклянный сосуд (колбу) – матулу. Матула была эмблемой медицины того времени. В 1696 году в Париже вышла книга под названием «Зеркало мочи, посредством которого можно определить темперамент, настроение, локализацию и причину болезни, книга полезная для каждого, даже для врачей». В одном из манускриптов сохранилось описание 20 оттенков мочи, характерных для разных заболеваний.

Постепенно врачи, которые злоупотребляли уроскопией, особенно в прогнозировании исхода болезни, были вытеснены врачами, использовавшими новые методы диагностики (осмотр, выслушивание сердечных сокращений и дыхания, ощупь живота и др.).Тем не менее,на многочисленных изображениях врачей прошлого, начиная с древних времен и заканчивая 18-м столетием, неотъемлемым атрибутом в руках доктора была колба с мочой.

На полотне Доменика Гирландайо «Портрет старика с внуком»(1490) изображен старший мужчина, страдающий ринофимой.

Ринофима – это хроническое доброкачественное заболевание кожи носа, из-за которого нос увеличивается и деформируется. Хотя причины возникновения этого заболевания не известны, считается, что злоупотребление алкоголем может приводить к появлению ринофимы.

Само по себе полотно окутано аурой теплоты, любви, поэтому изображение дефекта на лице старого человека фактически рассеивается в этой ауре, не вызывая негативных чувств и эмоций (многие люди не могут спокойно смотреть на людей с физическими отклонениями, больных, раненых, и т.д.).

Еще одна известная картина Лувра, шедевр живописи, с изображением попрошайки, пораженного дефектом развития, является «Косолапый мальчик» Хусепе де Риберы (1642).

Этот испанский художник часто рисовал калек, больных людей, а также людей с умственной отсталостью. Изображение неаполитанского мальчика, страдающего косолапостью, – одна из его последних работ.

В залах, где были выставлены скульптуры и другие предметы искусства, меня привлекла работа Франсуа Рюда, изображающая лицо известного французского художника Луиса Давида (1748 – 1825).

Традиционно, во многих популярных источниках, деформация лица художника объяснялась перенесенным в юношеском возрасте ранением саблей. Эта деформация также привела к трудностям с употреблением пищи и искажением языка (художник не мог произносить некоторые звуки).

Именно Луис Давид придерживался версии «ранения саблей» и даже рисовал свои автопортреты с рубцом на левой щеке. На этих изображениях заметно повреждение лицевого нерва. История с ранением необходима была для выживания в обществе, где лицевые и другие дефекты тела воспринимались негативно, с презрением и насмешкой. Повреждение в результате ранения оружием сглаживало насмешки и, наоборот, вызывало уважение.

Тщательный биографический поиск показал, что Луис Давид страдал доброкачественной опухолью, что могло быть гранулемой или невромой. Возможно, художник перенес в прошлом какую-то лицевую травму, но на его лице не было шрамов, по описанию очевидцев, и далеко не на всех портретах изображен шрам. Действительно ли такое поражение лица было следствием колото-резаной раны, сказать трудно.

Наверняка в Лувре имеется намного больше произведений искусства, запечатлевших людей, страдающих от разного рода недугов, которые я не успела заметить.

Практически до сих пор большинство полотен осталось в стороне от внимания врачей, за исключением известных шедевров живописи и скульптуры. Мы знаем о тех болезнях, которыми страдали люди прошлого, в основном по скудным старым записям, большая часть которых хранится в архивах и не доступна многим людям, по сохранившимся единичным наблюдениям врачей в виде их трактатов, дневников, книг. Поскольку многие мастера реалистично изображали многие детали человеческого тела, убранство людей, их пищу, разные виды занятий, у нас есть возможность изучить не только жизнь, быт, культуру и традиции жителей разных эпох и разных континентов, но также обнаружить признаки различных заболеваний, которыми они страдали. Я надеюсь, что среди врачей будет больше желающих изучать произведения искусства с медицинской точки зрения и разгадывать многие тайны жизни как известных, так и неизвестных представителей различных поколений и эпох.

ВЕРНУТЬСЯ в Блог Др. Елены Березовской