В эти предновогодние и предрождественские дни мне хочется поднять вам, дорогие читатели, настроение, сделать его праздничным, и дать вам почувствовать сказочную феерию, участником которой стала и я, побывав на всемирно известном концерте Георга Генделя «Мессия» в исполнении не менее известного оркестра Tafelmusik Baroque Orchestra и зрителей всего зала.

Тафелмьюзик – инструментальный оркестр, основанный в 1979 году и сразу же получивгший признание и награды в Северной Америке и Европе. В переводе с немецкого, «tafelmusik» означает «музыка за столом» или «музыка празднований». Вспомните, как обычно мы, празднуя какие-то события, после хорошей выпивки и закуски, начинаем петь любимые песни и танцевать вокруг стола. Точно так же в старину люди праздновали свои важные события, и небольшие группы музыкантов играли модные в то время музыкальные произведения. Обычно такая музыка весьма пестрая, веселая, колоритная. Именно этим отличается барокко-музыка от всех других видов классической музыки – она игривая, переменчивая, порой грустная, порой шуточная, но величественная, выражающая торжество Жизни.

С Tafelmusik Baroque Orchestra я знакома давно, тем более, что это один из самых известных в мире оркестров, исполняющих барокко музыку.

В 1981 году при оркестре был создан хор — Tafelmusik Chamber Choir. Состав оркестра небольшой – всего 17 талантливых музыкантов, специализирующихся в игре на старинных музыкальных инструментах и исполнении классической музыки. Нередко выступления оркестра проходят вместе с другими известными исполнителями классических музыкальных произведений, в том числе певцами. На концерте одного из таких исполнителей с уникальным голосом –Daniel Taylor – я побывала в начале 2011 года.

Это был незабываемый концерт, посвященный Иоганну Себастьяну Баху.

А теперь вернемся к Георгу Фридриху Генделю. Во времена Советского Союза Генделя не долюбливали и даже игнорировали, хотя его гениальность как композитора вовсе не уступает гениальности Моцарта. Почему? Этот удивительный, талантливый и чрезвычайно трудолюбивый композитор почти всю свою жизнь прожил при дворе королей и знатной аристократии Европы. Он сам стал одним из богатейших музыкантов мира и щедрым меценатом-покровителем искусства. Его личная коллекция картин наcчитывала более семидесяти оригинальных работ живописи, а также ряд репродукций известных полотен. В произведениях Генделя доминировала религиозная тема – и это интерпретировалось советскими лидерами, отрицающими религию и веру в Бога, совершенно неправильно, ибо в своих трудах этот Мастер поднимал вопрос человеческой любви– любви к ближнему, материнской любви, вопросы нравственности, торжества справедливости, борьбы за свободу. Для него важно было не то, чтобы его музыкой восхищались люди, а чтобы она делала людей лучшими.

Гендель прожил долгую (74 года) интересную жизнь, создав большое количество уникальных музыкальных произведений, многие из которых стали шедеврами. Он, как никто другой, умел комбинировать голоса вокалистов и хора. Он был Мастером Вокала! Несмотря на серьезные заболевания (кровоизлияние в мозг, ревматизм, и др.) композитор принимал активное участие как исполнитель своих произведений и как дирижер до глубокой старости. Из-за проблем с катарактой, он начал терять зрение, и попав в руки шарлатана, выдавшего себя за известного лекаря, потерял зрение окончательно в результате серьезного воспаления глаз. Последние восемь лет жизни он был слепым. Гендель также известен как очень скромный человек, частная жизнь которого осталась загадкой, так как он никогда не был вовлечен ни в один скандал, несмотря на свою популярность и высокий пост в европейском обществе.

Известное ныне произведение «Мессия» было создано Георгом Генделем в 1741 году. В то время, когда была написана эта оратория, композитор проживал в Англии и старался ввести в жизнь английского общества классическую итальянскую оперу, часто на библейские темы, однако публика воспринимала его оперные произведения без особого энтузиазма. И тогда он решил создать некую нетрадиционную оперную композицию — ораторию, где была тема, сюжет, но не было главных героев, а произведение получалось своеобразным пересказом известной всем истории рождения Иисуса Христа. «Мессия» была создана в течение 24 дней для небольшой группы музыкантов и вокалистов.

Впервые «Мессия» исполнялась 13 апреля 1742 года в Дублине, и это событие вошло в историю Ирландии и всей Европы как самое грандиозное благотворительное мероприятие, потому что Гендель давал представление в знак поддержки и помощи заключенным долговой тюрьмы, а также для сбора пожертвований для двух больниц, где лечились бедные и нищие люди, и проживали сироты и душевнобольные. На первый концерт пришло 700 человек! Толпа была настолько большой, что мужчин просили приходить без шпаг и мечей, чтобы не зацепить рядом стоящих зрителей, а женщины должны были оставить специальные широкие корсеты для юбок дома, чтобы было больше места в зале. Выступление Генделя было не просто грандиозным – оно было сногсшибательным, и позволило собрать колоссальную по тем временам сумму, которая была потрачена как выкуп на освобождение 142 долговых заложников тюрьмы.

С 1743 года «Мессия» исполняется в Лондоне, а теперь во многих городах мира. Гендель до конца своих дней поддерживал приют для сирот в Лондоне, отдавая все пожертвования и большую часть прибыли, собранных на его благотворительных концертах. Это традиция сохранилась до сих пор. Исполнение «Мессии» стало неотъемлемой традицией Рождества, как и сбор средств для малоимущих, больных, сирот на таких рождественских представлениях. После смерти Генделя прошло 227 лет, тем не менее, исполнение музыкальных произведений этого гениального композитора не прекращалось никогда.

«Мессия» в Торонто уникальна на весь мир по-своему: один раз в год в камерном зале собираются тысячи людей, которые поют вместе с хором, становясь частью представления – одним целым с шедевром великого Мастера. Я слышала об этом великолепном шоу-зрелище от многих людей, но никак не могла попасть на это представление – постоянно откладывала на потом. А когда в прошлом году решила сходить на «Мессию», все билеты были проданы. В этом году я и моя подруга следили внимательно за афишами, чтобы успеть вовремя обрести билеты. Их распродажа началась летом и была завершена в считанные недели.

И вот наконец-то, 18 декабря 2011 года, я, подруга и мой муж направились в старинный Massey Hall в центре Торонто. Мы вышли из дома заранее, потому что знали, что народу будет масса. Более 2700 человек собралось в этом историческом здании, которое было построено в 1894 году. Вы можете представить «запах» старины, присутствующий в залах и коридорах этого концертного холла. Здесь побывали английские королевские отпрыски, премьер-министр Канады, Винстон Черчилль, Мария Каллас, Энрико Карузо, Далай Лама, Луччиано Паваротти, Артуро Тосканини, и многие другие. И, конечно, здесь побывала я! Ура!

Представление «Поем вместе «Мессию» уникально не только тем, что всем присутствующим в зале зрителям разрешается петь вместе с хором оркестра, а еще и потому, что дирижер играет роль Георга Генделя, перемещая всех присутствующих в зале в эпоху этого великого композитора. Иварс Тауринс уже не первый год исполняет роль Генделя, дирижируя оркестром и поющей публикой. Удивительное чувство юмора Маэстро делает это представление незабываемым.

Четыре известных солиста — сопрано Карина Гаувин, каунтертенор Робин Блейз, тенор Руфус Мюллер и баритон Бретт Полегато –покоряют своим необыкновенным мастерством и талантом.

Сама «процедура» участия зрителей весьма неординарна. Перед входом толпы народа… Многие в руках держат партитуру, а те, кто забыл ноты дома, могут обрести их прямо у входа в театр.

Внутри зала стоят добровольцы-помощники, держащие в руках таблички, чтобы зрители, желающие петь, выбрали правильную «голосовую зону»: сопрано – правая часть зала, альты – левая часть зала, теноры – на балконе по центру, и басы – справа в глубине зала.

Тем, кто просто пришел послушать и посмотреть представление, разрешается выбрать любые места. Таких зрителей, как я, то есть не умеющих быстро читать ноты, не так много. Я выбрала место по центру зала, чтобы было видно всех и все.

Великий Гендель вошел в зал в сопровождении шотландских офицеров под плавно-торжестенную мелодию волынки.

После шуточного приветствия, он устроил кратковременную репетицию – попросил присутствующих в зале спеть начальные аккорды оратории “And the glory of the Lord”. Первые же звуки повергли меня в приятный шок – более удивительного зрелища я никогда не видела и не слышала в своей жизни. Хор из 2700 зрителей звучал просто потрясающе. Стерео-эффект усиливал великолепие этого необыкновенного пения. Гендель был очень доволен и сказал: «Все, хватит! Хватит! С вами все ясно. Поэтому приступаем к исполнению оратории!»

Я предлагаю вам послушать именно эту часть «Мессии», записанную профессиональными кинооператорами в декабре 2010 года.

Каждая минута, проведенная на этом концерте, была неповторимой и необыкновенной. Я даже расплакалась от нахлынувших чувств, осознания величие и красоту человеческой гениальности и любви людей к этому уникальному произведению Генделя. В зале царила такая светлая, торжественная обстановка, что я не удивляюсь, почему люди так любят этот шедевр великого композитора. Должна сказать, что здесь присутствовало немало молодежи, которая тоже пела с большим вдохновением и азартом, выключив свои мобильные телефоны и прочие электронные штучки.

Нам повезло, что в этот день отмечалась 25-я годовщина этого удивительного представления “Поем вместе «Мессию»». Маэстро Гендель получил в подарок тортик со свечкой, а мы все дружно спели известную-песню пожелание “Happy birthday to you!”

«Аллилуйя» — это, наверное, самая любимая и популярная часть оратории Генделя. После окончания представления овации не стихали минут пять или больше. Никто не хотел уходить домой. Довольный Гендель вышел на сцену и в зале снова восторжествовала «Аллилуйя».

Sing-Along Messiah presented by Tafelmusik: Hallelujah chorus

А после концерта мы вместе гуляли по центру Торонто, рассматривая рождественские огни. Погода была приятной и спокойной, поэтому прогулка получилась замечательной.

2011 год был чрезвычайно стрессовым для меня, фактически с момента его наступления. Постоянные серьезные проблемы моей свекрови, с которыми пришлось иметь дело мне и членам моей семьи, плюс несколько других негативных событий, сделали этот год морально тяжелым и неприятным. На носу Рождество и Новый Год, а праздничного настроения не чувствовалось. Но «Мессия» Генделя стала тем знаменательным событием моей жизни, которое не только исцелило мою душу от всякого рода ран, но и наполнило ее светом жизни и любви. Гендель был не просто гениальным музыкантом. Он был Человеком с большой буквы, дарящим свет своей души, свою любовь и современникам его эпохи, и всем грядущим поколениям людей. Да здравствует сила искусства! Пусть в ваших жизнях торжествует любовь, справедливость, добро! Аллилуйя!

 

ВЕРНУТЬСЯ в Блог Др. Елены Березовской