Ура! Свершилось! Состоялась моя первая выставка картин! 24-25 октября 2009 года я принимала участие в St. Elias Art Show.

Хотя нет, первая была в Испании, в 1994 или 1995 году… Я люблю рисовать с детства. Мне всегда хотелось получить определенное художественное образование, но не получалось. Фактически, я самоучка. В начальных классах я посещала кружок рисования при Дворце Пионеров, и это были первые шаги в постижении азов рисования. Учитель Людмила (отчество и фамилию забыла) была удивительно доброй женщиной и прекрасным преподавателем, и ее уроки запомнились мне на всю оставшуюся жизнь. Потом родители переехали в областной центр. Я мечтала учиться в художественной школе, но так получилось, что эта школа была далеко от дома, и родители даже не захотели слушать о моем желании посещать эту школу.

Тем не менее, я рисовала как могла и когда могла. Все мои тетрадки были разрисованы головками красивых барышень пушкинской эпохи, в том числе и тетради по истории КПСС и математике. За эти рисунки мне часто попадалось от учителей, но еще больше от папы, который говорил мне, что нужно не куколки рисовать, а учиться. Хотя я и так была отличницей, и в школе, и в институте — не к чему было придраться. Мама была равнодушна к моему «творчеству» — чем бы дитя не тешилось, главное, очень хорошо учится и тихий, скромный, не капризный ребенок.

Стенгазеты и плакаты для разных мероприятий были частью самовыражения в творчестве — всегда получались красочные и привлекательные. Еще был дневник, как и у большинства ребят того времени, который был кладовой не только моих рисунков, но и стихов, «философских» рассуждений и прочего. Секретов там особых не было, но было юношеская попытка понять смысл жизни. После школы родители «посмаковали» записи в дневниках, так как мама любила рыться в моих личных вещах, и вынудили меня их уничтожить. Они боялись, что мои неординарные мысли по поводу разных событий и явлений вызовут проблемы, если мои дневники попадут в руки нечистоплотных людей.

Рисование я забросила на какой-то период времени, но все же посещала выставки и музеи в любом городе, куда забрасывала меня жизнь. То есть, если у кого-то поездка в Москву или Ленинград была связана с отовариванием дефицитом в столичных супермаркетах, у меня все дни были забиты культурной программой, и часто в магазины я даже не заходила.

Когда у меня появились дети и друзья с детьми, я снова начала рисовать любимые куколки — принцессы, балерины, модницы. У меня было свое «ателье мод». Пристрастие к дизайну одежды привело к тому, что я начала изучать этнографию народов мира, в первую очередь славянских народов. В этнографических музеях моим любимым разделом была выставка национальных костюмов. Рисовала я женщин и мужчин в национальных костюмах, соблюдая строгую детализацию этих костюмов с учетом исторической эпохи. Другими словами, не может женщина 18-го столетия иметь на своем запястье ручные часы 20-го века.

Акварельные картинки людей в национальных костюмах я раздаривала друзьям, знакомым, коллегам. Часто я оформляла их в рамку и дарила на дни рождения или по другому случаю. Моими рисунками игрались дети, особенно девочки, но меня это не смущало — наоборот, очень радовало. Еще был один секрет: в черные зеницы глаз моих «куколок» я вклеивала маленькие кусочки блесток, которые отражали свет. Глаза получались живыми, и это вызывало восторг у многих зрителей.

Наш старый и вечный друг Джеральд, поэт, бард, и вообще неординарный человек, в крови которого течет кровь разных народов мира, в том числе и славянская, приезжал к нам в гости, на Украину довольно часто. Жил он в то время в Испании, хотя большую часть жизни прожил в США, и сейчас живет в 110 км от нашего дома. Ему понравились мои картинки и он предложил продать их в Испании. Около 14-15 рисунков он увез в Барселону, где и прошла первая выставка моих работ. В небольшой частной галерее на каждой стене зала были представлены работы местных художников, и одна стена была увешана моими рисунками людей в национальных костюмах. Цена моих работ в то далекое время казалось баснословной — 35-50 долларов за каждый рисунок, что было выше моей месячной зарплаты врача приблизительно в 1.5-2 раза. Джеральд — удивительный человек, настоящий преданный друг, который помог нам выжить в эпоху полной разрухи после перестройки и развала Советского Союза.

После иммиграции в Канаду у меня не было времени рисовать. Приехав семьей сюда с 150 долларами в кармане, с чемоданами детской одежды (которая стала непригодной после двух месяцев — дети растут, как на дрожжах) и книг по медицине (которые оказались ненужными из-за своей явной отсталости от мировой медицины), с долгами за билеты и другие оплаты, я погрузила в длительный и болезненный процесс выживания. Потратить тяжко заработанные деньги на холсты и краски в те времена казалось мне кощунством перед любимой и дорогой семьей. Если я и бралась за кисточки и краски, то рисовала на бумаге или картонках из-под обыкновенных коробок.

Я не думала, что когда-либо буду выставлять свои работы напоказ. Обычно я рисовала как выражение своего вдохновения, и часто дарила картины другим людям. О каких-то профессиональных копиях себе на память я не задумывалась. Иногда шла в копи-центр, и там работу сканировали, но всего лишь для получения обыкновенной копии. Проблема сканеров в том, что они часто засвечивают и просвечивают картины, и при этом теряется тональность и плавность перехода оттенков. Как говорят художники, сканировать нужно при большом разрешении по частям, и желательно, чтобы сканер был качественным, а не дешевка. Сейчас, когда я смотрю на копии моих первых картин акриликом, внутренне ощущаю жалость и боль, что ни одна копия не передает оригинал, а является своеобразной пародией, скорее всего, на мои работы. Но что есть, то есть. Следы некоторых картин утеряны.

Рисовать сначала акриликом, а потом масляными красками, я начала по-новому в течение последних полтора лет. За это я благодарю тех людей, которые меня вдохновляли и поощряли творить, рисовать, развивать свои навыки, расти творчески. Yuri Hema и Лейли Быстрова, благодаря которым создан, функционирует и продолжает расти публицистический проект, а также родилась Академия Здоровой Семьи (дитя еще, но скоро о себе даст знать) являются моими постоянными критиками, советниками, вдохновителями. Особая благодарность Ирине Капраловой и ее мужу Ильясу Файзуллину, уникальному, талантливому, профессиональному художнику с Казани за дельные советы и теплую поддержку в моих начинаниях. Благодарю также других профессиональных художников, которые следят за моим творчеством и помогают советами: Аркадий Острицкий (Израиль), Александр Федин (Краснодарский край), Нажметдин Хусаинов (Уфа) , Иван Волчок (Москва), Анатолий Шинкарчук (Молдавия), Вячеслав Морилов (Ижевск), Галина Валиуллина (Москва), Петр Хаертинов (Санкт-Петербург) и другие. Оказывается, имена многих наших художников известны и в Канаде.

St. Elias — в первую очередь церковь Св. Ильи, греко-католического ортодоксального обряда. Но это не только религиозный центр, но и социальный, культурный, образовательный, где проходят многочисленные мероприятия круглый год. Сама церковь была построена в старинном стиле «бойко» из красного кедра, в 1995 году в Брамптоне (пригород Торонто). В подвальном помещении находится весьма просторный зал, где и проходила выставка предметов искусства — первая выставка в жизни этого центра, как и в моей жизни тоже.

Приглашение участвовать в выставке поступило весьма неожиданно для меня, хотя в церкви Св. Ильи я бываю часто. Организаторы выставки — весьма образованные люди, у которых обширные связи с местными художниками. Из-за нехватки времени и отсутствия опыта, моя подготовка к выставке шла весьма хаотично.

В Канаде выставки произведений искусства организовывают на разных уровнях, начиная от простых выставок-продаж, студийных, галерейный, заканчивая музейными. Большинство художников предпочитают работать на уровне групповых выставок-продаж, так как забота об аренде зала, его подготовке, рекламе события и многое другое ложатся на плечи организаторов, которые обычно берут от 10 до 30% за проданную на выставке картину, покрывая свои расходы. Задача художника — принести работы на продажу или на показ. Обычно в таких выставках принимает участие от 10 до 25 художников.

Персональные выставки требуют вложения определенного капитала и немало работы по организации выставок, поэтому не все художники, особенно начинающие, могут позволить себе такие выставки. Многие художники в Канаде имеют свои частные студии, обычно за городом или в живописных уголках сельской местности. Периодически устраиваются дни открытых дверей для всех желающих, и нередко целые туры с посещениями студий в определенной местности.

Место для картин мне предоставили весьма просторное, светлое, уютное. Организаторы выставки помогли сделать эстетическое оформление моих работ, и постоянно спрашивали, нуждаюсь ли я в чем-то.

Местные профессиональные художники встретили весьма радушно. Они весьма дружелюбно отвечали на мои вопросы, давали советы, делились накопленным опытом. У многих из низ за плечами многочисленные выставки, в том числе большой опыт продаж. Некоторые владеют собственными галереями, где также выставляют и продают работы других художников, чаще всего начинающих.

Организаторы также были весьма заботливыми и добродушными, создавая в зале атмосферу домашней, теплой обстановки. Они постоянно приглашали нас на небольшую кухню, где были горячие суп, чили, кофе, чай, свежий хлеб и большое количество вкусной домашней выпечки. Как сказали некоторые художники, что они участвовали на разных выставках, но эта удивила их своей четкой профессиональной организацией и прекрасным отношением организаторов выставки.

Среди художников было немало интересных и талантливых людей. Ким МакКарти представила работы из воска по древнегреческой технологии. Работы весьма уникальны и привлекательны.

Sunflower gallery представила масляные картины на стекле.

Нэнси Зуккато удивила меня работами из бижутерии. Часто ее заказчики приносят старую бижутерию, которая накапливается в шкатулках наших мам и бабушек, и Нэнси привлекает заказчика к активному созданию аппликации из бисера, цветных камней, мониста, брошей и других украшений. В своей студии и школах она часто проводит уроки по созданию красочных, живописных картинок из бижутерии.

Мария Антонив, профессиональный художник с Украины, приехав в Канаду более 10 лет тому, оказалась одинокой матерью с двумя детьми. Сейчас ее работы весьма популярны и покупаемые, практически, на каждой выставке-продаже.

Мария рассказала мне о предстоящих выставках и пригласила посетить их, а также принять участие в будущих выставках. Она с охотой помогает своим соотечественникам, выставляя работы украинских коллег вместе со своими полотнами.

Я была весьма довольна, что зрители не проходили мимо моих работ, а наоборот, долго рассматривали картины с большим интересом. Некоторые посетители хотели купить картины, нарисованные маслом, но продавала я только несколько картин акварелью, что успешно было продано по весьма хорошей цене. Предсказать, какая картина вызовет интерес, а какая нет, невозможно. Меня удивил тот факт, что разным людям нравились разные картины, в том числе те, которые казались мне весьма слабыми из-за нехватки профессионализма. Но, как говорили мне посетители выставки, мои картины имеют особенную энергетику и этим выигрывают во многом.

Настроение было великолепным — выставка удалась! Море впечатлений, приятных эмоций и чувств. Я с нетерпением жду, когда у меня появится свободное время и я начну рисовать две картины, эскизы которых уже готовы.

Я молилась тихонько напоследок, а когда пришла домой, ждал меня приятный сюрприз. Все те слова, которые прозвучали в моей молитве, были почти теми же, которые звучат в прекрасной молитве Франциска Ассизского. И на душе было так хорошо!

А вот небольшая заметка в газете: https://infoukes.com/newpathway/46-2009-Page-8-2.html

ВЕРНУТЬСЯ в Блог Др. Елены Березовской