Art For All Canada и не только (Часть 3)

Часть 3 : Tempora mutantur, nos et mutamur in illis

Время меняется, и мы меняемся вместе с ним. Поэтому неудивительно, что на рынке появляется большое количество новых материалов для художников, начиная от красок, кисточек, полотна, и заканчивая химическими добавками (media), растворителями, лаками, предохранителями и консервантами. Некоторые художники, особенно старого поколения, весьма консервативны в выборе материалов, с которыми они работают. Другие же не боятся экспериментировать и изучать новые виды красок, техник, добавок. Мне повезло узнать о многих новинках за эти два дня, с чем я с удовольствием делюсь с вами.

Итак, о чем рассказывали выступающие на конференции?

Большая часть выступлений была посвящена акриловым краскам – акрилику. Два ведущих специалиста-преподавателя в отрасли акриловой индустрии для художников оказались совершенно разными в подходе использования акрилика, позволив нам почти объять необъятое.

Rheni Tauchid является автором двух современных книг по акрилику, весьма популярным лектором, и свои выступления и лекции она посвящает «техническим» качествам акрилика.

Как говорит сама Реней, она является экспертом во всех видах акрилика и других дополнительных сред, и свои полотна она создает на основании глубоких знаний качеств этих красок и добавок.

История акриловых красок весьма интересная. Во время экономической депрессии в 40-х годах в США была создана специальная социальная программа для деятелей искусства, позволяющая выплачивать регулярную зарплату людям, не вовлеченным в физическую или другую деятельность, а производящим произведения искусства, которые в то время популярностью не пользовались. Во время войны многие художники были устроены на заводы, где использовались их навыки в рисовании и подборе красок.

Впервые акриловые краски были разработаны и внедрены в автомобильную индустрию известной компанией DuPont в 1929 году. Позже, работающие на заводах художники, заметили, что эти краски весьма быстро сохнут. Поэтому они начали воровать краски и использовать их для создания своих работ.

Первые наборы акриловых красок были выпущены в 1960 году компанией Liquitex, и они были водорастворимы. Сейчас в мире существует несколько компаний, специализирующихся в изготовлении акриловых красок и добавок к ним.

Акриловые краски совмещают в себе качества масляных и акварельных красок. С одной стороны, они легко растворяются в воде. С другой стороны, они могут сохранять форму, как масляные краски, если их накладывать пластами, слоями или определенной техникой. Другими словами, из них можно «лепить» объемные поверхности картин, практически, используя любую поверхность – бумагу, полотно, дерево, металл. На представленном фрагменте картины Марка Купера (смотрите всю картину в Части 2) очень хорошо видно рельефную порверхность, созданную по затее художника акриловыми красками.

Акрилик – это та же пластмасса, но в растворенном виде, поэтому он, практически, вечен. Если масляные и, особенно, акварельные краски, со временем могут бледнеть или менять цвет, то акриловые краски не меняются в цвете более 1000 лет. Эти качества были проверены многочисленными экспериментами, в том числе методом ускоренного старения красок.

Реней показала две картины. Одна, маленькая квадратная, была создана на куске металла — меди.

Другая, полупрозрачная, является всего лишь засохшим слоем геля и акриливых красок, которые остались после работы над одной картиной.

Реней просто размазала остатки красок и геля на пластмассовой поверхности, и когда эта смесь высохла, Реней сняла эту пленку и натянула на рамку. В своих книгах эта художница рассказывает о том, как понимать и использовать качества акрилика для выполнения разных техники живописи. У нее даже есть красочный акриловый плащ, изготовленный из пленки акрилика и желеобразного растворителя.

Другой известный канадских художник, Doug Purdon, специализируется в акварельных и акриловых красках. Дага знают во всем мире, и как он говорит, в Северной Америке не осталось ни одного большого или средного города, которые бы он не посетил в качестве лектора, члена жюри, преподавателя, куратора и т.п.

Мне очень понравилась лекция Дага, посвященная акварельным краскам. Но его лекция об акриловых красках была просто потрясающей. Если Реней вовлечена глубоко в технологию работы с акриликом, то Даг отдает предпочтение ознакомлению коллег-художников с цветовыми качествами акрилика. Он продемонстрировал качества новой линии акриловых красок, выпущенной для профессиональных художников, и рассказал о новых пигментах, используемых для создания этих красок.

Если Реней пользуется многочисленными добавками, то Даг предпочитает работать с чистой линией красок, не добавляя ничего, кроме воды. Он также не советует смешивать больше 2-3 пигментов, то есть оригинальных красок, выпускаемых для художников. Этим же правилом он пользуется и при рисовании акварелью и масляными красками.

Даг продемонстрировал качества новой линии акриловых красок, нарисовав своеобразное абстрактное произведение. На фотографии хорошо видна рельефность поверхности, которая может создаваться акриловыми красками.

Я не хочу превращать свой фоторепортаж в лекцию о новых видах красок, поэтому перехожу к рассказу о другой новинке нашей эпохи.

Современные художники часто используют различный подручный материал, создавая коллажи и аппликации, 3-D картины, поэтому многие мастера экспериментруют со всем, что только попадет им на глаза и под руки. Последним криком моды стала кристаллиновая бумага. Об обработке такой бумаги и ее подготовке для дальнейшего использования в коллажах рассказала Valerie Kent, пожилая веселая женщина с большим опытом преподавания уроков живописи.

Еще одной новинкой стали восковые краски. Воск и восковая живопись известны давно, еще со времен древних египетской и греческой цивилизаций. В Эрмитаже хранятся восковые бюст и статуя Петра I, выполненные Б. К. Растрелли. В Древней Греции к V в. до н. э. была выработана технология наиболее прочной восковой живописи горячим способом — энкаустики: сильно подогретые восковые краски наносились на нагретый участок основы раскаленной бронзовой лопаткой.

Восковая живопись была забыта на многие столетия, пока ее заново не открыл Fritz Faiss в начале 20-годов прошлого века.

Я уже упоминала в одном из фоторепортажей о восковой живописи (см. St Elias Art Show 2009).

Я познакомилась с президентом компании, выпускающим новый вид восковых красок, Mike Leczinski.

Особенность этих красок его компании в том, что для их производства используется чистый медицинский воск без каких-либо синтетических добавок (кроме пигментов), что очень важно для здоровья художника и окружающей его среды.

В работе с восковыми красками важно поддерживать постоянную температуру разогрева, не доводя их до кипения. Для этого можно использовать очень простое «приспособление» из рода бытовой техники – электрическую сковороду для жарки блинчиков. Да, да! Я не ошиблась. Есть такие прямоугольные скороводки весьма больших размеров и не слишком дорогие в Канаде и США. Так что, если хозяйке надоест печь блины, она может начать создавать свои художественные шедевры прямо на кухне!

Kathryn Bevier продемонстрировала нам, как она работает с восковыми красками и поделилась секретами этого нового направления живописи. В Канаде самым известным энкостическим художником считается Tony Scherman. Зайдите на его вебсайт и посмотрите изумительные портреты людей, нарисованные восковыми красками.

Проблема восковой живописи в том, что при высоких температурах воск размягчается и «плывет», искажая изображение на картине. Как-то давно я сочинила веселые стихи:

Нарисую на холсте
Чудную картину,
Где во всей своей красе
Ты увидишь льдины!
Запах моря подарю
Вместе с криком чаек,
И вечернюю зарю,
Что тебя встречает.
Нарисую ветер я,
Жесткий и колючий.
Где-то впереди земля…
И стальные тучи…
Потеплей оденься ты
Для такой картины,
И храни мои холсты
Только в холодине!

Наверное, я собиралась рисовать восковыми красками.

Хочется также упомянуть интересную сессию с Soudabeh Majidi, талатливой художницей, специализирующейся в портретной живописи. Судабе обожает животных, и в своей студии она имеет 16 полотен любимой собаки Neemo.

Судабе считает себя вечным студентом, а не мастером, тем не менее, ее урок рисования портретов людей и животных был весьма познавательным.

Напоследок я расскажу вам о новом направлении в фотоделе — фотоимпрессионизме.

Отцом импрессионизма в живописи считают Клода Моне, французкого художника, почитаемого многими современниками. В конце 70-х годов 19-го столения работы Моне и других художников были отвергнуты рядом престижных галерей и салонов, так как они не были нарисованы в историческом или религиозном жанре. И тогда Моне с соратниками открыл в 1863 году свой салон, который так и назвал «Салон Отверженных (Отвергнутых)» (Salon des Refuses) . Большинство зрителей приходило в этот салон, чтобы посмеяться над работами нового направления в живописи, однако благодаря даже такому негативному отношению посетителей, вскоре салон стал более популярным, чем все другие известные галереи и салоны Европы, и тем самым привлек внимание многих художников, в том числе заграничных.

Импрессионизм характеризуется изображением реальных объектов «особым» взглядом художника. Другими словами, величина объектов, пропорция размеров, цветовая гамма, да и сама композиция могут быть весьма нестандартными, и не соотвествовать классическим канонам живописи.

Импрессионизм дал толчек развитию многочисленных направлений. Абстракционизм, автоматизм, экспрессионизм, сюрреализм, кубизм, поунтилизм и многие другие направления появивились именно благодаря работам Моне и его сподвижников.

Я упомянула об импрессионизме в живописи потому, что сейчас большую популярность обретает фотоимпрессионизм. Что такое фотоимпрессионизм? Говоря просто, это фотографии в стиле «а ля Моне». Чтобы получить эффект «размазанности», который наблюдается в работах многих импрессионистов, фотографы пользуются разными программами или же эффектами Фотошопа. Эффекты достигаются также специальными приемами при фотографировании объектов (движение и повороты линзы, наслойка кадров и т.п.)

Теме фотоимпрессионизма была посвящена лекция фотографа Robert Fisher. Когда он показал несколько своих работ, мне стало весело. Почему?

Много лет тому назад я обработала в Фотошопе с применением ряда эффектов три фотографии. Эти работы я опубликовала на одном из российских фотосайтов.



High Park

Естественно, меня раскритиковали во всю. Тогда я понятия не имела о существовании фотоимпрессионизма, и наверняка его и не было как такового, пока в 2005 году Freeman Patterson не издал объемную книгу под названием “Photo Impressionism”, заявив на весь мир о том, что такое направление существует.

Я старалась больше не увлекаться экспериментами с эффектами, соблюдая классические правила, и не фотографировать объекты в стиле абстракции, что могло вызвать слишком жесткую критику со стороны зрителей.

Но вот пару лет тому назад мой сын, направляясь на автошоу, сфотографировал неоновое освещение одного коридора, зная мое увлечение «абстрактными вещами». Я считаю эту работу настоящим шедевром.

Чуть позже, снимая новогодний парад у Ниагарских Водопадов, одна из фотографий была «испорчена» из-за толчка со стороны – рука дрогнула и кадр получился неудачным. Но неудачный ли на самом деле?

С тех пор, периодически, я фотографирую объекты, которые мне чем-то интересны по форме и цветовой гамме.









Находясь под впечатлением лекции о фотоимпрессионизме, по дороге домой я сделала пару кадров в духе абстракционизма.





Возможно, фотоимпрессионисты России вскоре создадут свой вебсайт и покажут всему миру высший класс мастерства. Уверена, что среди наших людей есть немало талантливых фотографов.

На этом мой длинный фоторепортаж о двух днях моей жизни заканчивается. По приходу домой, меня ждал вкусный ужин, приготовленный моей дочерью, и кусочек аппетитного сырного торта (тоже изделие моей дочери). Если вы проголодались, я дарю вам свой кусочек. Приятного аппетита! (Загляните в свой холодильник. Там, наверняка, есть что-то вкусненькое)

До встречи!

ВЕРНУТЬСЯ в Блог Др. Елены Березовской